to be continued...

Из всех искусств для нас важнейшим являются сериалы

Previous Entry Share Next Entry
к 8 марта
serious_series
В 1920-х годах женщины пошли работать и получили избирательное право, в 1960-х они стали добиваться равных зарплат с мужчинами и заявили о своем неотъемлемом праве на аборт и контрацепцию, а в 1990-х всё смешалось. Теория феминизма предложила не стремиться к новым завоеваниям, а осмыслять имеющиеся.

Массовая культура, не поспевая за изменениями в обществе, развивается еще медленнее гуманитарных наук, поэтому тектонические сдвиги в соотношении полов остаются для нее очень актуальными. Не будем пытаться окинуть взглядом все тенденции и сосредоточимся на одной: в уже отгремевшей и еще только проектируемой кино- и телесериальной продукции (а это, пожалуй, лучший барометр быта и нравов) налицо волна интереса к теме женского успеха. Речь, конечно, не о вариациях сказки про Золушку вроде “Бурлеска” с Кристиной Агилерой и Шер. Все чаще женские персонажи, “выбиваясь в люди”, не становятся принцессами, а делают карьеру в бизнесе и политике.

В американских сериалах, рано или поздно добирающихся и до российского эфира, можно без труда найти иллюстрации к социальным изменениям всех трех названных выше эпох. В “Дощатой империи” (“Boardwalk Empire”), блестящей ретро-драме об Атлантик-Сити времен “лихих двадцатых” с их гангстерами-бутлегерами и сухим законом, мы наблюдаем за робкой и неуклюжей ирландкой Маргарет, которая из бедной иммигрантки превращается в светскую даму — еще не вполне львицу, но уже состоявшуюся женщину, способную выступить перед аудиторией в поддержку кандидата в губернаторы штата.




В “Безумцах” (“Mad Men”), другой ретро-драме, действие которой охватывает уже шестидесятые годы, тема эмансипации проходит через все четыре – на сегодняшний день – сезона. Одна из главных героинь, дурнушка Пэгги, устраивается секретаршей в рекламное агентство и медленно, но верно движется вверх по карьерной лестнице, попутно хорошея от серии к серии. Работающим леди в сериале противопоставлены красивые жены успешных мужчин — все они или вообще никогда не работали, или сразу же после свадьбы променяли офисное бюро на домашний очаг. Два пути самореализации (карьера и замужество) в “Безумцах” почти исключают друг друга: для того, чтобы добиться успехов на работе, героиням все еще приходится жертвовать слишком многим. Миром шестидесятых все еще правят мужчины в строгих костюмах.



Настоящей энциклопедией мифов, кодов и, чего уж там, концептов, связанных с современной женщиной, можно считать сериал “Секс в большом городе” (“Sex and the City”). Великолепная четверка, вошедшая в фольклор и обиход едва ли не крепче, чем мушкетеры Дюма, занимается, в основном, поиском романтических приключений. Любопытны здесь отправные точки для развития подобного галантного сюжета: более-менее успешная карьера у Керри, Саманты, Миранды и Шарлотты хорошо складывается по умолчанию, а потому отступает на второй план. Сериал, который иногда называют телеманифестом феминизма, на самом деле играет за обе команды, ведь для женщины “Секса в большом городе” обретение спутника жизни при любом социальном положении все равно остается главной задачей, что для настоящих феминисток означает: “борьба за равенство прошла даром”.

Недавно прокатившийся по избранным кинотеатрам фильм Франсуа Озона “Отчаянная домохозяйка” (“Potiche”), как и все комедии этого режиссера, тоже посвящен женской теме. Фильм-удовольствие, с первых минут погружающий зрителя в комфортный мир умной, заботливой и энергичной дамы, которую любой мечтал бы видеть если не своей женой, то уж точно - бабушкой, кажется, воспевает феминное начало и в сюжете, и в диалогах, и в самом стиле умилительно доброго кино.



В центре фильма – Сюзанна Пюжоль в исполнении Катрин Денёв. Решив покончить с образом жизни “трофейной жены”, образцовая домохозяйка переквалифицируется в успешного директора предприятия, а затем — в еще более успешного политика: мадам Пюжоль избирается в депутаты, имея при этом, надо думать, президентские амбиции (“Я навела порядок на фабрике — почему бы теперь не попробовать навести его во Франции?”).

Но фильм Озона, конечно, сложнее моего пересказа: во-первых, непонятно, чему приписать ту иронию, которой пронизан каждый кадр этой кропотливой стилизации французского кино семидесятых, а во-вторых, героине Катрин Денёв приходится жертвовать ради политики своим браком. Впрочем, эта жертва приносится без особого сожаления и раздумий: после бурной молодости, рождения и взросления детей женское счастье, по Озону, состоит в том, чтобы поделиться своим опытом и мудростью с окружающими. Под девизом «любая кухарка способна управлять государством» Денёв воплощает идеал умеренного феминизма — не отказываясь от своих традиционных ролей, женщина расширяет масштаб своей созидательной деятельности до целого города, а после - страны.

Притязания на политический вес есть и у героини одного из лучших комедийных сериалов последних лет “Парки и зоны отдыха” (“Parks and recreation”). Блондинка Лезли Ноуп заведует садово-парковым хозяйством в мэрии провинциального американского городка. Вместе со своим отделом, состоящим сплошь из чудаковатых придурков, она занимается организацией праздников на свежем воздухе и изгнанием заспавшихся пьяниц с детских площадок. Вот только амбиции этой феерически смешной дамы простираются далеко за пределы ее скромных обязанностей: она хочет стать – не больше и не меньше - первой женщиной-президентом США. Абсурдность этой цели подчеркивается при каждом удобном случае, хотя Лезли и сравнивает себя со вполне реальными примерами успешных женщин-политиков: Маргарет Тэтчер, Хилари Клинтон и — наиболее близким своим прототипом — Сарой Пейлин, неудавшимся вице-президентом США на выборах 2008 года.



В отличие от своей французской коллеги Сюзанны, Лезли Ноуп одинока и бездетна. Ее карьерный пыл поддерживается стремлением быть похожей на мать, стоящей всего на пару служебных позиций выше дочери и явно не воспринимающей ее всерьез. Одна из задач мисс Ноуп – превратить стройплощадку в цветущий сад. И хотя в массе абсурдных ситуаций она проявляет отсутствие логики, избыток энтузиазма и просто глупость, ее образ весьма показателен: киношные и сериальные женщины-карьеристки несут, в конечном итоге, созидательную, а не разрушительную функцию.

Между тем, галерея политиков в ближайший год-два пополнится как минимум двумя заметными примерами. Кабельный канал HBO, один из столпов американского телерынка, заявил о съемках пилотной серии комедии “Veep”, главная героиня которого находится в ранге - кого бы вы думали? - вице-президента США. Скорее героического, а не комедийного варианта образа обличенной властью дамы стоит ждать от фильма Тэтчер, где роль Железной леди исполнит Мэрил Стрип. Дата выхода картины пока неизвестна, но оскаровский триумф “Королевской речи” Тома Хука, скорее всего, только ускорит съемки очередного “исторического портрета” в ряду кино-памятников британским правителям.


  • 1

оооо щас я напишу о наболевшем

Не знаю, как в мире, а у нас в стране миром до сих пор правят мужчины в строгих костюмах.
И как раз здесь очень больно сталкиваются биологическое и социальное. Пегги вообще делает очень страшную даже по нынешним временам вещь - она хочет все сделать сама. Я думаю, в среднем мужчинам и должно быть страшно от таких женщин. Джоан, конечно, играет мягче, но она тоже так или иначе будет делать все сама. Вообще, чем больше в женщине с одной стороны "я", с другой стороны - способности объективно оценить ситуацию в отрыве от собственных эмоций, тем меньше в ней собственно женщины (патамушта и то и другое, подозреваю, две стороны одного и того же и тестостерон).

Если посмотреть, что снимают в России, то станет ясно, что у нас тут какие-то американские шестидесятые, а то и пятидесятые, с поправкой, конечно, на то, что такого велбиинга, чтоб женщинам совсем не работать у нас не было никогда. Интересно, как оно все это сейчас теми же американцами - средними, естественно, воспринимается.

Война между м и ж очень биологически обоснована, но меня от нее откровенно тошнит. мы тут единственный вид, который сделал ставку не столько на генетику, сколько на наследование культурных мемов - но наша культура это только вершина айсберга, а биология из темной холодной воды хорошенько подпирает, и как нам всем с этим жить - решительно не ясно. Поэтому иногда я пересматриваю последнюю серию последнего сезона мэд мен и чуть не плачу.

Re: оооо щас я напишу о наболевшем

Оля, во-первых, ты заочно побеждаешь в неофициальной номинации "самый осмысленный коммент". во-вторых, по существу - война полов наверняка есть, но лично я (возможно, как мужчина, живущий во все еще патриархальном мире?!)) на бытовом уровне ее не очень замечаю. замечаю только в машине, когда за рулем сидит мужик - вот там весь шовинизм часто выплескивается наружу)

Re: оооо щас я напишу о наболевшем

ну что ж, я даже не знаю, комплимент ли это про номинацию - в создавшейся ситуации))))
шовинизм ееесть, но только не на бытовом уровне, а в подкорке. Вот лучший пример - мои мама и дядя, по характеру - просто очень похожи, но дядя-то живет припеваючи и чо хочет, то и делает. С мамой сложнее, увы. Болтаться и делать чо хочешь можно мужчине - а у женщины, простите, дети.
Потом, ты, друг мой, все таки не средний мужик, интеллект-то у тебя повыше, вот и с биологией своей как-то справляешься. А почитай каменты на нгсе, хохохохо.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account